Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий
внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть
информации об окружающем мире. Зрительные центры связаны и оказывают
сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного
мозга (зрение участвует в интеллектуальной, пищеварительной, двигательной,
вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма). Особенно важным в становлении
и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский
организм, в целом, легко подвержен различным вредным влияниям как
внутренних, так и внешних факторов.
Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа,
то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает
страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному
отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств
не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.
В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно. Практически
полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие)
за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы
и их движение, оценивать и сравнивать предметы
по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому
особенно важным является для родителей понимание основных принципов развития
зрения у детей первого года жизни и знание о ранних признаках
появления патологии глаз.
Сразу после рождения ребенок способен воспринимать только наличие или
отсутствие источника света. В первые месяцы жизни перед ребенком, как
из тумана, проявляются различные объекты окружающего мира. Сначала
младенец только фиксирует взгляд на крупных предметах (первый месяц),
затем пытается прослеживать их перемещение в пространстве —
изучает проходящих мимо родителей, следит за движущимися игрушками (3-4
месяц). Не следует в этом возрасте подвешивать игрушки
непосредственно перед глазами — расположите их по сторонам
от ребенка или над ногами. Не стоит подвешивать много игрушек
(достаточно 1-2), также не стоит злоупотреблять цветом (используйте 2,3
основных цвета без оттенков). В 6 месяцев острота зрения ребенка
позволяет ему наблюдать за мелкими объектами, визуально узнавать «свои»,
хватать и бросать игрушки, познавая при этом трехмерность пространства.
Поместите погремушки и «шуршалки» в районе движения рук ребенка для
облегчения их захвата.
Годовалый малыш уже собирает «мелкий мусор» на полу, активно двигается
к яркой игрушке. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы.
Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться
к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает
свои первые шаги. Только к 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня
взрослого человека.
Комментарии
Отправить комментарий