А мы продолжаем :)

Беседа по теме "Мои ощущения"

Сегодня тема нашей беседы - "Мои ощущения". Исходя из нашей беседы мы узнаем, зачем нам нужны ощущения и какими они бывают.
Предлагаем ребёнку/детям подумать и ответить на следующие вопросы:
- Знаете ли вы, что такое ощущения? (даём ребёнку высказаться и если дети не знают, затрудняются в ответе или отвечают неверно, то говорим, что далее мы познакомимся и разберёмся с ощущениями, не в коем случае не должно быть грубой реакции или смеха со стороны взрослого);
- Что мы можем ощущать?
- Что произойдёт с человеком, если у него не будет ощущений, если он будет ни видеть, ни слышать, ни чувствовать предметы на ощупь?


Работа - практикум по теме "Мои ощущения"

Предлагаем ребятам поиграть в задания-загадки и отвечать на вопросы.

1-е задание называется "Что за звуки?". Закройте глазки и не открывайте, пока я не скажу. Слушайте звуки, которые я буду производить. Всего будет пять звуков. Отвечать, что это за звуки, можно только по моей команде.
Нужно  воспроизвести несколько звуков, например, пошуршать пакетом, зажечь спичку, пописать мелком по доске, провести пальцем по зубьям расчёски, уронить тяжёлый предмет, включить музыку.
Что за звуки вы слышали?...
(Выслушиваем ответы ребят)
Итак, мы можем ощущать различные звуки (шумы, речь, музыку). Тогда у нас возникают слуховые ощущения. Через какую часть тела поступают слуховые ощущения?...

2-e задание называется «Что я вижу?». Посмотрите, что вы ви­дите? Покажите какой-нибудь яркий, необычный по внешнему виду предмет
 Какого он цвета ? Какой формы ? Какого размера — большой или маленький ? Объемный или плоский ? 
А теперь что вы видите? Покажите какой-нибудь предмет и попросите детей описать его свойства. 
Когда вы видите предмет, то какие ощущения у вас возникают ? Правильно, зрительные.

Как вы думаете, через какие органы чувств, какие части тела они поступают к нам?.. Правильно, через глаза. 

3-е задание - «Что я чувствую?». Каждый из вас получил стаканчики, их содержимое у всех разное. Не открывайте крышку на стаканчике, сначала внимательно рассмотрите содержимое стакана. Что в нём? Правиль­но, какой-то порошок. Можете сейчас сказать, какой у него запах? Почему? Как мы можем определить, какой запах у этого порошка? Пра­вильно, понюхать. А чем мы нюхаем ? Да, носом. Откройте крышку и осторожно понюхайте порошок. Когда вы нюхаете, работает ваше обоняние. Итак, что же вы почувствовали? Верно, это запах различ­ных приправ — ванили, кардамона, кориандра, душистого перца, кори­цы, чеснока. Когда вы нюхаете, то есть, чувствуете различные запа­хи, какие же ощущения у вас возникают? Да, обонятельные.


4-е задание «Что я осязаю?». Закройте глаза, правую руку по­ставьте локтем на стол и ладошкой поверните вверх. Глаза, пока я не разрешу, открывать нельзя — иначе будет неинтересно. Сейчас я поло­жу каждому на ладошку предмет. Вы будете его осязать, то есть чув­ствовать его прикосновение. (Положите на ладошки скрепки.) Ощу­пайте его. Что вы чувствуете на ощупь, что вы осязаете?Правильно, этот маленький металлический продолговатый предмет — скрепка.
Снова закройте глаза и вытяните руку ладошкой вверх. Сейчас я положу другой предмет. (Положите кусочек ваты.) Что вы чувству­ете на ощупь ? Скажите, этот предмет — легкий или тяжелый, мяг­кий или твердый, пушистый или гладкий, теплый или холодный? А теперь угадайте, что это? Правильно, это вата. Откройте глаз­ки, проверьте, верно ли вы угадали. Как вы думаете, когда вы осязае­те, то есть чувствуете предметы на ощупь, какие же ощущения у вас возникают?.. Правильно, осязательные. Как мы чувствуем пред­меты на ощупь? Через кожу.

5 - е задание«Попробуй на вкус». Сейчас мы будем пробовать жид­кость, которая налита в стаканчики, на вкус. Посмотрите на нее. Вы можете сказать, какая жидкость на вкус?Почему?Да, надо попробо­вать. А чем мы пробуем еду, жидкость на вкус? Откройте рот и вытя­ните язычок. Я сейчас капну этой жидкости (капните пипеткой солёную воду), а вы определите, какая она на вкус. Итак, какой вкус вы почувствовали? А теперь я капну другой жидкости (капните сок лимо­на). Попробуйте ее на вкус. Вкус чего вы почувствовали? Правильно. Это вкус кислого, а точнее — лимона. Подумайте: когда вы ощущаете вкус чего-то, то какие ощущения у вас возникают ? Да, вкусовые.   
Через какой орган чувств поступают к нам вкусовые ощущения ? Правильно, через язык. Итак, мы с вами познакомились с нашими ум­ными помощниками в деле познания окружающего мира — с ощуще­ниями. Какие бывают ощущения, расскажите.

Игра "Волшебный мешочек".

Цель: развитие сенсорики, речи, навыков абстрактного мышления (умения выделять существенные признаки), освоение понятия форма.
Задача игры: на ощупь определить предмет, лежащий в мешочке, назвать и описать его.
Ход игры: Заготавливается мешочек, в который кладутся различные по форме и ощущениям предметы (например, металлическая ложка, деревянный шарик, шершавый кубик и т.д.). Каждый ребёнок по очереди опускает руку в мешочек, не глядя выбирает предмет, и, не вытаскивая называет его . В зависимости от возраста игра усложняется.

Подведём итог:



Ребята, может ли человек прожить без ощущений? Назовите органы чувств — те части тела, с помощью которых мы получаем ощущения.


Материал подготовлен на основе программы "Психологическая азбука" И.В. Вачкова, Т.А. Аржакаевой.







Комментарии